+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Валютный контроль 2020 для физических лиц 2020 год

28.05.2019 10:00 очная г. Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, д. 12, стр. 10. 8&nbsp900 руб. 24.06.2019 10:00 очная г. Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, д. 12, стр. 10. 8&nbsp900 руб.

На семинаре вы узнаете про особенности расчетов в валюте в 2020 году, правильное заключение договоров и ответственность за нарушение валютного законодательства РФ.

Полезность
Аудитория
  • Главные бухгалтеры и специалисты бухгалтерии.
  • Налоговые консультанты.
  • Финансовые директора.
  • Юристы.
  • Аудиторы.

Требования Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Вступившие в силу в апреле и мае 2018 и планируемые изменения в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Новации валютного законодательства Российской Федерации:

  • основные нововведения валютного законодательства РФ, вступившие в силу в 2018 году
  • уточнение трактовки статуса валютного резидента для физических лиц
  • новое о порядке открытия и ведения зарубежных счетов физических лиц-резидентов, расширение списка разрешенных им валютных операций
  • расширение перечня разрешенных валютных операций между резидентами
  • уточнение оснований признания резидентов исполнившими обязанность по репатриации денежных средств
  • уточнение требования репатриации рублей и иностранной валюты при осуществлении внешнеторговой деятельности
  • и мер ответственности за его нарушение
  • расширение прав банков в отказе проведения валютной операции (Федеральные законы от № 427 –ФЗ от 28.12.2017, от 325-ФЗ от 14.11.2017)
  • комментарий основных положений законопроектов изменений валютного законодательства Российской Федерации

Валютный контроль внешнеторговых операций в 2020 году в соответствии с положениями Инструкции ЦБ России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке и сроках представления единых форм учета и отчетности по валютным операциям, правилах проведения отдельных банковских операций и составления статистической отчетности по ним» ( с учетом изменений и дополнений)

Изменения в порядке информационного обмена в процессе валютного контроля между резидентами, нерезидентами, органами и агентами валютного контроля, Центральным банком РФ.

Новые форматы электронных документов, применяемые при осуществлении валютного контроля

Ответственность за нарушения требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Новое об ответственности за соблюдение требований репатриации денежных средств при осуществлении внешнеторговых операций

Уровень подготовки слушателей
  • Средний
  • Продвинутый

Безналичный расчет для юридических лиц. Нажмите на кнопку «Отправить без оплаты», которая расположена ниже. С Вами свяжется наш специалист, который подготовит и направит Вам по электронной почте договор и счет. Все необходимые документы (договор, счет, акт приема-передачи оказанных услуг) мы предоставим Вам в первый день обучения в нашем офисе или направим по почте.

Наличными в кассу. Нажмите на кнопку «Отправить без оплаты», которая расположена ниже. С Вами свяжется наш специалист, который подготовит и направит Вам по электронной почте договор. Оплата производится наличными в кассу Учебного Центра. Все необходимые документы (договор, счет, акт приема-передачи оказанных услуг) мы предоставим Вам в первый день обучения в нашем офисе или направим по почте.

Электронными деньгами, пластиковой картой или через терминал оплаты. Вы можете оплатить обучение, не отходя от компьютера. Для этого необходимо заполнить поля в форме, расположенной ниже, и нажать кнопку «Оплатить участие». Все необходимые документы (договор, счет, акт приема-передачи оказанных услуг) мы предоставим Вам в первый день обучения в нашем офисе или направим по почте.

Все ошибки резидента

Иметь счета в иностранных банках гражданам России становится все сложнее и опаснее. Этого никто не запрещает. Зато накладывает на людей все большую ответственность. И честно исполнить все требования почти невозможно — налоговая служба не сможет принять ваш отчет.

С 1 января 2018 года в России вступили в силу новые правила валютного регулирования, которые – редкий случай – не усложнили, а немного упростили жизнь гражданам. Теперь владельцы счетов в иностранных банках могут совершать больше операций, не опасаясь наказания от налоговиков. А тех, кто постоянно живет за границей, освободили от львиной доли прежних повинностей. Однако эксперты предупреждают, что обольщаться не стоит.

Красиво все выглядит лишь в законе. В целом же жестких правил по учету и контролю транзакций по зарубежным счетам все равно остается предостаточно, и не важно, расплачиваетесь ли вы за колбасу в магазине карточкой иностранного банка, продаете недвижимость за рубежом или майните биткойны, – один неверный шаг, и вам грозит наказание. Оно может быть пустяковым, всего в тысячу рублей штрафа за нарушения в отчетности, но может и поставить на грань разорения, если ревизоры накажут на 100% от полученной незаконной выручки. Впрочем, на деле, скорее всего, вам ничего не будет – сами налоговики с трудом пока справляются с возложенной на них миссией валютного контроля. Да и обычные граждане их интересуют куда меньше предприятий.

При этом с новыми поправками валютное регулирование в России по-прежнему далеко от идеала, и путаницы в нем столько, что даже специалистам непросто разобраться. И кажется, это понимают и сами власти. Вот, например, замминистра финансов Алексей Моисеев на днях заявил, что «давно назрела необходимость отменить любые ограничения по движению счетов граждан России – как валютных резидентов, так и валютных нерезидентов». Кроме того, еще в декабре Минфин, Центробанк, Росфинмониторинг, Федеральная налоговая и таможенная службы сошлись во мнении, что и штрафы за незаконные валютные операции неплохо бы снизить с нынешних 75–100% от суммы валютной выручки до 15–20%. Но пока это все только разговоры. А по факту в ближайшем будущем нас ждут только ужесточения, которые уже скоро вступят в силу, согласно принятым «либеральным» поправкам.

Чемодан без ручки

По новым правилам валютные резиденты РФ – это абсолютно все граждане РФ. Раньше те, кто больше года постоянно проживал за границей, этот статус утрачивали. Что означает быть валютным резидентом? Во‑первых, это обязанность уведомлять налоговые органы об открытии и закрытии счетов и вкладов в иностранных банках, а также регулярно отчитываться по движениям на них. Во‑вторых, не совершать незаконных валютных операций. Но отчетность и ответственность у валютных резидентов неодинаковая. Россиян, по выражению одного из юристов, теперь поделили на «смердов» и «белую кость». «Смерды» – это те, кто постоянно живет в России, «белая кость» – те, кто проводит за границей свыше полугода, а точнее, 183 дня. Вторую категорию старший партнер юридической фирмы «Пепеляев групп» Иван Хаменушко обозначил как «резиденты>183», и для простоты так и будем их называть. Но сначала разберемся со «смердами».

Сколько в России граждан имеют счета в иностранных банках, сказать трудно. Статистики валютного контроля и наказаний за нарушения валютного законодательства нет. Вероятно, это связано с тем, что функцию валютного контроля ФНС получила совсем недавно, полтора года назад. А между тем таких счетов может быть великое множество, и заводить их могут по самым разным причинам. Кто-то перечисляет туда свои честно заработанные деньги, не доверяя отечественным банкам, кто-то там хранил деньги, пока учился за границей, кто-то продает биткойны, переводит деньги своим родственникам, покупает и продает ценные бумаги, машины, недвижимость и т. п. Оборот таких средств может исчисляться миллиардами и даже триллионами, если исходить из одних только банковских данных о переводах с карты на карту.

Открыть счет в иностранном банке никто не запрещает, однако далеко не любые средства на них можно зачислять. С 1 января, отмечает Иван Хаменушко, россиянам разрешили помещать на такие счета выручку от продажи зарубежной недвижимости и автомобилей, что раньше считалось незаконной валютной операцией. Также теперь позволено зачислять на валютные счета средства от продажи внешних ценных бумаг, прошедших процедуру листинга на российской или официальной иностранной бирже. Но все эти послабления касаются только банков стран ОЭСР и ФАТФ (Организация экономического сотрудничества и развития и Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег). «Раньше для многих граждан зарубежная недвижимость зачастую превращалась в чемодан без ручки – владеть невыгодно, а продать нельзя, не нарушив наше валютное законодательство. Конечно, теперь стало проще», – говорит Иван Хаменушко. То же самое касается и инвестиций. «Покупая и продавая ценные бумаги по поручению своего клиента, банк технически не может не зачислить эти средства на счет клиента, – поясняет адвокат. – Получается, купить бумаги можно, а продать – нет. Хорошо, что теперь хотя бы для некоторых ценных бумаг, обращающихся на биржах, эта проблема решена».

Трудности перевода

Каждый валютный резидент РФ обязан уведомить налоговые органы об открытии или закрытии счета в иностранном банке, а также о любых изменениях реквизитов. Сделать он это обязан в течение месяца со дня соответствующего действия. Казалось бы, это не так уж и сложно – на сайте ФНС есть специальная форма, которую можно отправить в электронном виде. По общему правилу, говорит старший юрист коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» Рафаэль Костанян, уведомление подается в налоговые инспекции по месту жительства (месту пребывания) гражданина. Если ПМЖ нет, то по месту нахождения принадлежащей гражданину недвижимости. А вот если и таковой не имеется, то тогда место учета должны определить сами органы ФНС, хотя никаких нормативных актов на сей счет до сих пор не принято, отмечает Костанян.

Кроме того, за свои траты с валютного счета нужно отчитываться, и с этим связано немало проблем. Первоначально налоговики, получившие валютный контроль в свое ведение, требовали делать это ежеквартально, теперь – раз в год. «Отчет необходимо направлять ежегодно до 1 июня за предыдущий отчетный год, – поясняет юрист адвокатского бюро КИАП Роман Суслов. – Например, до 1 июня 2018 года необходимо предоставить информацию за 2017 год. Форма отчета установлена постановлением правительства РФ № 1365».

И тут-то и начинается самое интересное. «Отчет предоставляется по всем операциям по всем счетам, открытым в иностранных банках, – объясняет юрисконсульт компании Alta Via Светлана Васильева. – Если открыт совместный счет, например, у супругов, то отчет предоставляется каждым из владельцев счета». Сложнее заполнить отчет в случаях, когда счет открыт или закрыт в том году, за который резидент отчитывается. «Тогда необходимо уведомить налоговый орган не позднее одного месяца со дня открытия (закрытия, изменения реквизитов) счета и заполнять отчет, исходя из этих дат», – говорит Васильева.

Чтобы отчитаться перед налоговой о движении средств, нужно предоставить выписку из зарубежного банка. При этом далеко не все иностранные банки заверяют свои выписки, отмечает член Санкт-Петербургской объединенной коллегии адвокатов Михаил Хаймович. «У них есть какая-то простая форма, и они просто распечатывают все, что произошло на счету клиента, и выдают эту бумажку, – говорит он. – И составлена она будет на родном языке страны этого банка». Проблема в том, что не во всех регионах нашей страны в налоговых инспекциях есть регламентация, в каком виде эти выписки должны поступать. «Первое время, примерно год назад, налоговые инспекции требовали нотариально заверенные выписки с переводом на русский язык и апостилем, – рассказывает Михаил Хаймович. – Потом налоговая поняла, что это запредельные требования: человеку нужно взять выписку, заверить ее у нотариуса, апостилировать, потом направить ее в инспекцию. А далеко не в каждой стране нотариус согласится заверить выписку из банка, которая вообще ничем не подтверждена, – это просто бумажка, на которой написано, куда человек тратил деньги».

Это интересно:  Налог на прибыль расчет пример для чайников 2020 год

Преступления без наказания

За неуведомление налоговых органов об открытии счетов в иностранных банках, а также за неподачу или просрочку отчетностей по движению на счетах в таких банках предусмотрена ответственность ст. 15.25 КоАП («Нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования»). Об открытии таких счетов граждане, как правило, исправно уведомляют, так как без отметки налоговой, поясняет Михаил Хаймович, нельзя, например, перевести деньги со своего счета в российском банке в иностранный. А вот отчетность по движению на счетах подают единицы. «По-моему, 95% или даже 99% граждан на это, говоря по-простому, забили», – считает адвокат.

Причина не в том, что сумма штрафов невелика. Не отчитываются граждане о валютных тратах просто потому, что налоговики почти никого не наказывают. Им некогда заниматься валютными операциями среднестатистических россиян, их внимание сосредоточено на бизнесе. Так, на одном из московских участков налоговой, говорит Михаил Хаймович, на 15 тыс. предприятий приходится 50 инспекторов, а на три миллиона граждан, проживающих на том же участке, –

всего три. «Никто не мешает налоговикам штрафовать граждан и сейчас за неподачу уведомлений о движении на зарубежных счетах, – говорит адвокат. – У них просто нет на это сил». А потому нет и статистики, а есть только формальность, которую никто не соблюдает.

То обстоятельство, что претензии по валютному законодательству пока предъявляются физическим лицам относительно редко, никого не должно расхолаживать, предупреждает Иван Хаменушко. Он советует следить за тем, чтобы не совершать незаконных валютных операций по зарубежному счету, и внимательно анализировать закон. «Последствия по своей тяжести не сопоставимы с теми несложными действиями, которые требуются от резидентов, – говорит он. – Конечно, эти процедуры не делают жизнь ни легче, ни приятнее, но, видимо, такова плата за возможность воспользоваться банковскими системами зарубежных стран». Прецедент есть – хоть один, но весомый. Речь о нашумевшей истории, произошедшей в ноябре прошлого года, когда московские суды подтвердили законность штрафа на сумму более 30 млн рублей предпринимателю Николаю Кузнецову. Он попытался перевести своему отцу в Мособлбанк $616 тыс., транзакция осуществлялась через иностранные банки, но не прошла, а деньги вернулись Кузнецову на его счет в английский банк Barclays. Предприниматель утверждал, что не являлся валютным резидентом РФ (до 2018 года, напомним, таковыми считались все, кто не проживал на территории РФ более года), но убедительных доказательств этого факта привести не смог.

И хотя, как говорилось выше, в основном штрафы за нарушение валютного законодательства небольшие, но за незаконные валютные операции по ч. 1 ст. 15.25 КоАП предусмотрен штраф до 100% от суммы такой операции, как и произошло с Кузнецовым, ведь переводить друг другу валюту на иностранные счета обычным резидентам-«смердам» запрещено. И при этом нельзя исключать, что и за куда меньшую провинность «прилетит» именно такой штраф, поскольку налоговые органы могут толковать указанную часть статьи «чересчур расширительно», отмечает Рафаэль Костанян. Это стало возможным, поясняет он, благодаря письму ФНС, в котором «налоговики приравняли к незаконным валютным операциям фактически любые операции с использованием средств на иностранных счетах, если по данным счетам резиденты не представили уведомления и отчеты». А кроме нарушений в отчетности, добавляет гендиректор аудиторской компании «ГРАД» Сергей Колотов, наиболее частым нарушением со стороны граждан-резидентов является еще, например, зачисление на зарубежные счета средств, которые должны зачисляться на счета в уполномоченных банках. Это могут быть суммы займов, полученные в иностранных банках стран, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, или взятые на срок менее двух лет.

Также незаконной валютной операцией является использование в качестве средства платежа денег, незаконно зачисленных на зарубежный счет, говорит партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Владимир Чикин и приводит такой пример. Допустим, резидент намайнил в 2016 году один биткойн. А в декабре 2017 года продал его и получил выручку в иностранной валюте на свой виртуальный кошелек или получил наличной иностранной валютой в другой стране. Правовая природа криптовалюты в РФ до сих пор не ясна, поэтому у того, кто совершает такую операцию, есть все основания полагать, что она будет признана незаконной. «Поэтому резидент решил не перечислять выручку на счет в РФ и зачислил ее на свой счет за рубежом, а потом перечислил другому нерезиденту за товар, – говорит Владимир Чикин. – В данном случае резидент совершил две незаконные валютные операции. Во‑первых, незаконно зачислил выручку на зарубежный счет, а во‑вторых, осуществил расчеты деньгами, незаконно зачисленными на зарубежный счет. Этот резидент совершил два административных правонарушения, за каждое из которых полагается штраф».

Но это все относится к тем, кто постоянно живет в России. А у уехавших на ПМЖ свои правила.

Ценз оседлости

Точную цифру проживающих за рубежом граждан РФ точно никто назвать не может. На учете в консульских учреждениях МИД РФ за границей состоит свыше 2 млн человек, но, очевидно, это далеко не все.

Раньше, напоминает адвокат адвокатской конторы «Бородин и партнеры» Ольга Рогачева, валютными резидентами не считались те граждане РФ, кто проводил за границей непрерывно более одного года. Но стоило им лишь на один день вернуться на родину, как они вновь становились резидентами и обретали все «прелести» валютного контроля. Юристы так и называли это – «правило одного дня». Это доставляло массу неудобств. Иммиграционный эксперт, управляющий партнер компании «Мигронис» Кристина Ружило привела в пример данные опроса компанией–международным брокером недвижимости Tranio совместно с Adam Smith Conferences в 2017 году 60 специалистов сферы прайвет-банкинга, юристов и налоговых консультантов, работающих с владельцами крупных капиталов. Вопрос формулировался так: что предпринимают состоятельные россияне, которые не хотят общаться с налоговыми органами о своих зарубежных счетах? 78% респондентов ответили, что меняют налоговое резидентство, 35% – переводят капиталы на имя номинального владельца, 33% – закрывают зарубежные счета и переводят капитал в Россию, 13% – навсегда покидают Россию.

Теперь «правило одного дня» отменено, и вместо него появился, как выразился Рафаэль Костанян, «ценз оседлости» – постоянное проживание за границей свыше полугода. И хотя валютными резидентами считаются все граждане РФ, для «резидентов>183» (живущих более полугода за границей) с 1 января этот «юрьев день» отменен. Такие резиденты, говорит Иван Хаменушко, освобождаются от обязанности декларировать свои счета. Кроме того, они могут, «находясь за границей, совершать валютные операции между собой, тогда как по общему правилу валютные операции между резидентами запрещены».

Но путаницы теперь станет еще больше, прогнозирует Иван Хаменушко. По умолчанию, с начала этого года все граждане (живут они за границей или в России) – обычные, непривилегированные резиденты. Ценз оседлости, подчеркивает Рафаэль Костанян, до начала июля не преодолеет никто. И непонятно, например, если живущий постоянно за границей человек до июля этого года совершит запрещенную для обычных резидентов операцию (скажем, зачислит на зарубежный счет какое-то поступление, которое не попадает в казуистический перечень разрешенных операций), то можно его штрафовать или нет. «А как быть, если он уедет и в текущем году наберет прописанные в законе 183 дня?» – недоумевает адвокат. «Если «резидент>183» по итогам года становится обычным резидентом, он отчитается за истекший год в следующем году, – продолжает Хаменушко. – Но операции по его зарубежным счетам могут оказаться незаконными – начинал он год резидентом, не подпадающим под ограничения, а закончил обычным резидентом. Распространять ли режим на весь год? Учитывать ли субъективный фактор – мог ли он знать на момент совершения операции, что будет проживать преимущественно в России?». «Риск признания валютной операции незаконной и, как результат, взыскания оборотного штрафа до окончания календарного года будет висеть как дамоклов меч, причем как над плательщиком, так и над получателем платежа», – соглашается Рафаэль Костанян.

Кроме того, добавляет Иван Хаменушко, «резидентам>183» следует помнить, что они не становятся нерезидентами: часть специфических ограничений, адресованных резидентам, для них сохранит силу: «Например, они по-прежнему не могут купить или продать внешние ценные бумаги (акции иностранной компании) у обычного резидента из-за запрета валютных операций между резидентами».

Им сверху видно все

Предполагается, что с сентября этого года в России начнут действовать нормы международного соглашения об автоматическом режиме обмена информацией о финансовых операциях физлиц и компаний. Это сильно изменит ситуацию с уведомлением о счетах в иностранных банках, считает Михаил Хаймович. «Если гражданин России открыл счет в Германии и при этом указал, что он резидент РФ (а банк это спрашивает, как и российский ИНН), то немецкий банк будет сливать эту информацию, – поясняет он. – И делаться это будет в автоматическом режиме, а не просто по запросу. Будет некая база, в которой наши налоговики смогут что-то увидеть». Прятать зарубежные счета будет бессмысленно – о них все равно узнают налоговые органы, соглашается Иван Хаменушко. А Рафаэль Костанян добавляет, что получение налоговиками сведений в рамках автоматического обмена информацией станет компенсацией за нынешнее освобождение «резидентов>183» от обязательства отчитываться.

Налоговым органам станет проще выявлять нарушения, и это может заставить владельцев иностранных счетов задуматься о раскрытии информации, соглашается Роман Суслов, но следует учитывать несколько факторов. «Не все государства и территории на настоящий момент выразили готовность осуществлять автоматизированный обмен информацией (АОИ) с Россией, а некоторые (например, Швейцария) сместили дату начала обмена на более поздний срок, – поясняет юрист. – Кроме того, не все счета интересны контролирующим органам в равной степени. Существует ряд критериев в отношении времени открытия счета и объема денежных средств на нем, из-за которых счет перестает быть контролируемым. Наконец, АОИ направлен на лиц, являющихся налоговыми резидентами стран, участвующих в соответствующем международном договоре, а резидентство физического лица может меняться».

И хотя финансовые ведомства, как говорилось вначале, ратуют за отмену чуть ли не всех ограничений по движению счетов граждан РФ, это все разговоры. На деле нас, наоборот, ждут новые ограничения. «Стоит учитывать, что с 14 мая 2018 года сами банки смогут отказать клиенту в проведении операции при нарушении законодательства о валютном регулировании», – предупреждает Роман Суслов.

Это интересно:  Валютный контроль изменения 2020 для юридических лиц 2020 год

Валютное законодательство и валютный контроль в 2020 году.

Описание семинара

Лектор: Скудалова Татьяна Викторовна — к.э.н., доцент, зав. кафедрой таможенных платежей и валютного контроля РАНХ и ГС при Президенте РФ.

В форме Мастер-класса (не более 20 участников)

в день проведения семинара программа будет дополнена всеми принятыми на эту дату изменениями)

В стоимость входят

После обучения вы получите

Программа

1. Новации валютного законодательства Российской Федерации: — основные нововведения валютного законодательства РФ, вступившие в силу в 2018 году

уточнение трактовки статуса валютного резидента для физических лиц; новое о порядке открытия и ведения зарубежных счетов физических лиц-резидентов, расширение списка разрешенных им валютных операций; расширение перечня разрешенных валютных операций между резидентами; уточнение оснований признания резидентов исполнившими обязанность по репатриации денежных средств. уточнение требования репатриации рублей и иностранной валюты при осуществлении внешнеторговой деятельности и мер ответственности за его нарушение; расширение прав банков в отказе проведения валютной операции; (Федеральные законы от № 427 –ФЗ от 28.12.2017, от 325-ФЗ от 14.11.2017
)— комментарий основных положений законопроектов изменений валютного законодательства Российской Федерации :

2. Валютный контроль внешнеторговых операций в 2020 году в соответствии с положениями Инструкции ЦБ России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке и сроках представления единых форм учета и отчетности по валютным операциям, правилах проведения отдельных банковских операций и составления статистической отчетности по ним» (с учетом изменений и дополнений)Изменения в порядке информационного обмена в процессе валютного контроля между резидентами, нерезидентами, органами и агентами валютного контроля, Центральным банком РФ. Новые форматы электронных документов, применяемые при осуществлении валютного контроля

3. Ответственность за нарушения требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Новое об ответственности за соблюдение требований репатриации денежных средств при осуществлении внешнеторговых операций

Закон о валюте. Валютная либерализация

7 февраля 2020 года вступил в силу Закон Украины «О валюте», целью которого является либерализация валютного регулирования и, как следствие, улучшение инвестиционного климата в Украине.

Кредит наличными

Кредитную карту

Кредит на карту

Кредит под залог

Кредит под 0%

Краткое содержание и ссылки по теме

Согласно Закону о валюте, валютное регулирование в Украине основывается на следующих принципах:

  • гибкий валютный курс;
  • независимость Национального банка Украины в формировании и реализации валютной и монетарной политики;
  • приоритет рыночных инструментов валютного регулирования над административными;
  • свобода осуществления валютных операций;
  • обеспечение стабильности финансовой системы и равновесия платежного баланса Украины.

Свобода осуществления валютных операций

Валютные операции осуществляются без ограничений, за исключением случаев введения Национальным банком Украины в соответствии с настоящим Законом мер защиты. К таковым, в частности, относятся: обязательная продажа части валютных поступлений и установление предельных сроков по экспортно-импортным операциям. Также провозглашается, что в сфере осуществления валютных операций нерезиденты имеют все права, предоставленные резидентам Украины.

Расчеты

Гривна является единственным законным платежным средством в Украине, принимается всеми физическими и юридическими лицами без ограничений на всей территории Украины для проведения расчетов и переводов.

Все расчеты на территории Украины проводятся исключительно в гривне, кроме расчетов по:

  1. операциям по осуществлению иностранных инвестиций и возврату иностранному инвестору доходов, доходов и других средств, полученных на законных основаниях в результате осуществления иностранных инвестиций;
  2. операциям банков по предоставлению банковских и других финансовых услуг на основании банковской лицензии;
  3. операциям небанковских финансовых учреждений и национального оператора почтовой связи по предоставлению финансовых услуг на основании лицензии Национального банка Украины на осуществление валютных операций;
  4. другим операциями, определенными нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Уплата комиссий, других платежей осуществляется в гривне, кроме расчетов по уплате процентов по депозитам / кредитам, которые могут проводиться как в иностранной валюте, банковских металлах, так и в гривне.

Перевод и перемещение валютных средств через границу

Трансграничный перевод валютных ценностей осуществляется без ограничений исключительно через уполномоченные учреждения в порядке, установленном Национальным банком Украины.

Порядок трансграничного перемещения валютных ценностей уполномоченными учреждениями и субъектами валютных операций определяется Национальным банком Украины.

Лицензии Национального банка Украины

Банки осуществляют валютные операции на основании банковской лицензии.

Небанковские финансовые учреждения осуществляют валютные операции на основании лицензии Национального банка Украины на осуществление таких валютных операций:

  • обмен валют (осуществление операций по торговле валютными ценностями в наличной форме)
  • перевод средств;
  • предоставление средств взаймы, в том числе на условиях финансового кредита;
  • факторинг (в части осуществления расчетов на территории Украины в иностранной валюте между факторами и клиентами по операциям с международного факторинга по уступке права требования к должнику-нерезиденту);
  • другие валютные операции, определенные Национальным банком Украины.

Национальный оператор почтовой связи осуществляет валютные операции на основании лицензии Национального банка Украины на осуществление таких валютных операций:

  • перевод средств;
  • деятельность по обмену валют.

Лицензии Национального банка Украины на осуществление валютных операций действуют бессрочно.

Национальный банк Украины ведет реестр лиц, которым выданы лицензии Национального банка Украины на осуществление валютных операций, и размещает этот реестр на страницах Официального интернет-представительства Национального банка Украины.

Меры защиты

Национальный банк Украины при наличии признаков неустойчивого финансового состояния банковской системы, значительного давления на платежный баланс Украины, возникновения обстоятельств, угрожающих стабильности банковской и / или финансовой системы государства, имеет право вводить такие меры защиты:

  1. обязательная продажа части поступлений в иностранной валюте;
  2. установление предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту продукции и транспортных услуг;
  3. установление особенностей осуществления операций, связанных с движением финансового капитала;
  4. введение специальных разрешений на проведение отдельных валютных операций;
  5. резервирование средств по валютным операциям;
  6. иные меры, вытекающие из статьи 7-1 Закона Украины «О Национальном банке Украины».

Национальный банк Украины при принятии решения о введении мер защиты может учитывать решение Совета финансовой стабильности о подтверждении наличия признаков неустойчивого финансового состояния банковской системы, а также обстоятельств, угрожающих стабильности банковской и / или финансовой системы государства.

Меры защиты вводятся на срок, не превышающий шести месяцев с даты их введения.

В случае установления Национальным банком Украины предельного срока расчетов по экспортным операциям резидентов выручка резидентов в иностранной валюте от экспорта продукции и / или транспортных услуг подлежит зачислению на их счета, открытые в иностранной валюте, в банках в сроки выплаты задолженностей, указанные в контрактах, но не позднее срока, установленного Национальным банком Украины. Срок выплаты задолженностей исчисляется с даты таможенного оформления экспортируемой продукции, а в случае экспорта транспортных услуг — с момента подписания акта или другого документа, удостоверяющего предоставление транспортных услуг.

В случае установления Национальным банком Украины предельного срока расчетов по импортным операциям резидентов, резиденты при осуществлении импортных операций на условиях отсрочки поставки не могут устанавливать отсрочки, превышающие срок, установленный Национальным банком Украины.

Нарушение резидентами срока расчетов, влечет за собой взыскание пени за каждый день просрочки в размере 0,3 процента суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара) в иностранной валюте, пересчитанной в национальную валюту по курсу Национального банка Украины, установленного на день возникновения задолженности. Общий размер начисленной пени не может превышать суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара).

В случае принятия к рассмотрению судом, международным арбитражным судом искового заявления резидента о взыскании с нерезидента задолженности, возникшей вследствие несоблюдения нерезидентом срока, предусмотренного по экспортно-импортному контракту, срок, установленный в соответствии с настоящей статьей, останавливается и пеня за его нарушение в этот период не уплачивается.

В случае принятия судом решения об отказе в иске полностью или частично в части имущественных требований или прекращения (закрытия) производства по делу или оставления иска без рассмотрения срок, установленный в соответствии с настоящей статьей, возобновляется и пеня за его нарушение уплачивается за каждый день просрочки, включая период, на который этот срок был остановлен.

В случае принятия судом решения об удовлетворении иска пеня за нарушение срока не уплачивается с даты принятия иска к рассмотрению судом.

Новые правила валютного регулирования с 7 февраля 2020 года

Национальный банк Украины принял ряд постановлений, конкретизирующих положения Закона о валюте. Всего с 7 февраля 2020 года начали действовать 8 новых Постановлений правления Национального банка:

Постановление №1 от 02.01.2019 года «Об утверждении Положения о структуре валютного рынка Украины, условиях и порядке торговли иностранной валютой и банковскими металлами на валютном рынке Украины».

Постановление №2 от 02.01.2019 года «Об утверждении Положения о совершении операций с валютными ценностями».

Постановление №3 от 02.01.2019 года «Об утверждении Положения о трансграничном перемещении валютных ценностей».

Постановление №4 от 02.01.2019 года «Об утверждении Положения о перечне мер защиты, порядке и критериях их внедрения, продления и досрочного приостановления».

Постановление №5 от 02.01.2019 года «Об утверждении Положения о мерах защиты и определения порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте».

Постановление №6 от 02.01.2019 года «Об утверждении Положения о порядке предоставления банками Национальному банку Украины информации по договорам, предусматривающим исполнение резидентами долговых обязательств перед нерезидентами-кредиторами по привлеченным резидентами кредитам, займам».

Постановление №7 от 02.01.2019 года «Об утверждении Инструкции о порядке валютного надзора банков за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров».

Постановление №8 от 02.01.2019 года «Об утверждении Положения о порядке осуществления уполномоченными учреждениями анализа и проверки документов (информации) о валютных операциях».

Основные правила валютного регулирования после 7 февраля 2020 года:

  1. Расчеты по внешнеэкономическим операциям осуществляются исключительно через счета в банках. Расчеты по внешнеэкономическим договорам (контрактам) в наличной форме запрещены, кроме случая, когда нерезидент — субъект хозяйственной деятельности согласно условиям экспортного договора резидента -субъекта хозяйственной деятельности осуществляет оплату физическому лицу-резиденту, находящемуся в командировке за рубежом с целью выполнения обязательств по экспортному договору резидента — субъекта хозяйственной деятельности, средствами в наличной иностранной валюте эксплуатационных расходов, связанных с обслуживанием транспортного средства, что принадлежит резиденту — стороне договора (арендуется, зарезервировано им) и используется за рубежом с целью выполнения обязательств по этому договору, при условии оприходования неиспользованного остатка ввозимой в Украину наличной иностранной валюты в кассу резидента.

Документы, подтверждающие снятие наличных с собственных счетов в банках физическими лицами-резидентами, действуют в течение 90 календарных дней со дня снятия наличных.

  1. Предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров составляют 365 календарных дней (на сегодняшний день – 180 календарных дней). При этом предельные сроки расчетов не распространяются на операции в незначительном размере (до 150 000 грн.) по экспорту, импорту товаров (включая незавершенные расчеты по сделке), кроме дробления операций по экспорту товаров или дробления валютных операций.
Это интересно:  Налог на недвижимость волгоград 2020 год

Нарушение резидентами срока расчетов влечет за собой начисление пени за каждый день просрочки в размере 0,3 процента суммы неполученных денежных средств по договору (стоимости недопоставленного товара) в национальной валюте (в случае осуществления расчетов по внешнеэкономическому договору (контракту ) в национальной валюте) или в иностранной валюте, пересчитанной в национальную валюту по курсу Национального банка Украины, установленному на день возникновения задолженности. Общий размер начисленной пени не может превышать суммы неполученных денежных средств по договору (стоимости недопоставленного товара).

  1. Обязательной продаже на валютном рынке Украины подлежат поступления в иностранной валюте:

1) из-за границы в пользу юридических лиц-резидентов, не являющихся банками, физических лиц-предпринимателей, иностранных представительств (кроме официальных представительств), а также на счета, открытые в банках для ведения совместной деятельности без образования юридического лица;

2) на территории Украины с текущих счетов юридических лиц-нерезидентов (кроме инвестиционных счетов) в пользу юридических лиц-резидентов, не являющихся банками, физических лиц-предпринимателей, иностранных представительств (кроме официальных представительств), а также на счета, открытые в банках для ведения совместной деятельности без создания юридического лица.

Поступления в иностранной валюте подлежат обязательной продаже на валютном рынке Украины банкам или Национальному банку в размере 50 процентов. Остальные поступления в иностранной валюте остаются в распоряжении резидентов и нерезидентов и используется ими с учетом положений валютного законодательства.

Обязательной продаже на валютном рынке Украины не подлежат поступления в иностранной валюте:

1) в пользу государства или под государственные гарантии;

2) по кредитам, займам, привлекаемым в соответствии с международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, или от МФО;

3) по кредитам, предоставляемым резиденту-заемщику путем уплаты иностранным кредитором средств по обязательствам этого резидента перед нерезидентом-экспортером по внешнеэкономическому договору без зачисления кредитных средств на счет резидента в банке, при условии, что такой кредит предоставляется банком-нерезидентом и / или с участием иностранного экспортно-кредитного агентства;

4) по проектам (программам) международной технической помощи, прошедшим государственную регистрацию;

5) по проектам, которые осуществляются на основании соглашений между Украиной и Европейским Союзом об участии Украины в международных программах Европейского Союза;

6) по международно-техническими программами и проектами, зарегистрированными в соответствии с частями пятой и шестой статьи 66 Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности»;

7) в виде грантов от МФО, членом которых является Украина, в пользу юридического лица-резидента, финансирование которой осуществляется за счет таких грантов и в органах управления которого участвует Правительство Украины;

8) поступившие в виде денежного обеспечения (гарантийный взнос, залог, задаток, депозит, гарантия) для участия нерезидента в аукционах / торгах / тендерах;

9) поступивших для осуществления иностранных инвестиций в Украину;

10) на корреспондентские счета банков-нерезидентов в иностранной валюте, открытые в банках;

11) по операциям по размещению депозитов банками-нерезидентами на счетах в банках;

12) в пользу резидентов-посредников по договорам комиссии, поручения, консигнации или по агентским соглашениям, подлежащим дальнейшему переводу владельцам средств;

13) поступившие в качестве благотворительной помощи в пользу ее получателей;

14) возвращенные по инициативе иностранного банка-получателя / посредника при условии, что:

перевод был осуществлен за счет собственных (некупленных) средств клиентов;

средства клиента, купленные им на валютном рынке Украины, были возвращены в течение семи дней после дня их перевода банком;

15) поступившие как ложный перевод;

16) по кредиту / займу, привлекаемому резидентом-заемщиком от нерезидента по соответствующему договору, при условии, что этот резидент использует такие поступления исключительно для выполнения собственных долговых обязательств в иностранной валюте перед кредиторами (нерезидентами, банками) по другим кредитным договорам / договорам займа (возврат кредита / займа, уплата процентов и других платежей, установленных кредитным договором / договором займа, с обязательным соблюдением законодательства Украины, регламентирующего осуществление таких валютных операций и);

17) по кредиту / займу при условии, что в реализации такого кредита / займа (полностью или частично) участвует (путем кредитования, страхования, обеспечения, поручительства) иностранное лицо, в состав участников (акционеров) которой входит иностранное государство, имеющее официальную рейтинговую оценку не ниже категории А, подтвержденную в бюллетене одной из ведущих мировых рейтинговых компаний (Fitch Ratings, Standard & Poor’s, Moody’s).

Требование относительно обязательной продажи распространяется на поступления в иностранной валюте 1 группы Классификатора и в российских рублях.

  1. Банкам запрещается осуществлять покупку иностранной валюты по поручению клиентов за счет средств в гривне, привлеченных этими клиентами в форме кредита.

Это требование не распространяются на операции, проводимые:

1) физическим лицом за счет кредитных средств в гривне с целью выполнения собственных обязательств перед банком-кредитором по договору потребительского кредитования в иностранной валюте;

2) субъектом хозяйствования — резидентом Украины за счет кредитных средств в гривне, привлеченных этим субъектом под государственную гарантию в целях финансирования утвержденных Кабинетом Министров Украины программ, связанных с повышением обороноспособности и безопасности государства (в пределах суммы, на которую выдана соответствующая государственная гарантия).

  1. Уполномоченным учреждениям запрещено осуществлять операции по продаже наличной иностранной валюты или банковских металлов с физической поставкой одному физическому лицу в один операционный (рабочий) день в пределах одного банка или финансового учреждения, за исключением осуществления таких операций в незначительном размере (до 150 тыс. грн.).

Запрет на суммы операции по продаже наличной иностранной валюты не распространяется на случай проведения такой операции банком с физическим лицом-резидентом при одновременном соблюдении следующих условий:

1) физическое лицо покупает наличную иностранную валюту и использует ее исключительно на цели выполнения собственных обязательств в иностранной валюте по кредитному договору, заключенному с банком-кредитором;

2) банк осуществляет продажу наличной иностранной валюты в сумме, не превышающей объема обязательств в иностранной валюте физического лица-заемщика по кредитному договору. Банк обязан обеспечить контроль за неукоснительным соблюдением физическим лицом-заемщиком требования о целевом использовании купленной наличной иностранной валюты.

  1. Физическому лицу-резиденту разрешается осуществлять валютные операции по переводу средств из Украины / на текущие счета нерезидентов — юридических лиц, открытые в Украине (кроме инвестиционных счетов), с целью выполнения собственных обязательств перед нерезидентом по договору страхования жизни / по осуществлению инвестиции за границу / размещению средств на своем счету за пределами Украины в течение календарного года на общую сумму, что не должна превышать в совокупности 50 000 евро включительно (эквивалент этой суммы в другой иностранной валюте / гривне по официальному курсу гривны к иностранным валютам, установленному Национальным банком на дату совершения соответствующей операции).

Этот лимит распространяется на валютные операции физических лиц при условии, что эти операции осуществляются физическими лицами для собственных нужд и не связаны с их предпринимательской деятельностью.

  1. Резиденту (юридическому лицу / физическому лицу-предпринимателю) разрешается осуществлять валютные операции с целью осуществления его хозяйственной деятельности по переводу средств из Украины / на текущие счета нерезидентов — юридических лиц, открытые в Украине (кроме инвестиционных счетов), в течение календарного года на общую сумму, которая не должна превышать в совокупности 2 млн. евро включительно (эквивалент этой суммы в другой иностранной валюте по официальному курсу гривны к иностранным валютам, установленному Национальным банком на дату совершения соответствующей операции).

Этот лимит не распространяется на такие операции резидентов (юридических лиц / физических лиц-предпринимателей):

1) собственные операции банков;

2) текущие валютные операции (кроме операций по договорам дарения, по уплате премий, бонусов, призов, материальной помощи);

3) операции, связанные с выполнением обязательств по гарантиям, поручительствам, залогом, а также операции по возмещению резидентом-должником средств нерезиденту-гаранту (поручителю), который выполнил обеспеченное гарантией / поручительством обязательство резидента-должника перед кредитором ( резидентом или нерезидентом);

4) операции, связанные с выполнением обязательств по финансовым аграрными расписками, лизингом, факторингом, операциям страхования / перестрахования, договорами аренды, найма;

5) операции по выполнению долговых обязательств перед нерезидентами, по привлеченным резидентами кредитам, займам (возвратной финансовой помощи), включая операции, осуществляемые через счета резидентов-заемщиков, открытые за рубежом

6) операции по возврату иностранному инвестору / нерезиденту доходов, доходов (включая дивиденды) и других средств, полученных иностранным инвестором / нерезидентом от инвестиционной деятельности в Украине;

7) операции, осуществляемые с международными финансовыми организациями или в их пользу, если Украина является членом такой международной финансовой организации;

8) операции в случаях, предусмотренных в международном договоре Украины;

9) перевод инвестором (представительством иностранного инвестора на территории Украины) за пределы Украины иностранной валюты другим инвесторам по соответствующему соглашению о разделе продукции;

10) перевод гарантийного обеспечения для участия в торгах (тендере, аукционе), предусматривающие поставку товаров (продукции, работ, услуг, прав интеллектуальной собственности и других неимущественных прав, предназначенных для продажи / платной передачи).

8.Банкам разрешается осуществлять покупку / перевод иностранной валюты / гривны с целью возвращения за границу / на текущие счета нерезидентов-юридических лиц, открытые в Украине (кроме инвестиционных счетов), иностранному инвестору / нерезиденту дивидендов в случае одновременного соблюдения следующих условий:

1) дивиденды выплачиваются по корпоративным правам / акциями и начислены за период до 2017 года (включительно);

2) покупку / перевод иностранной валюты / гривны с целью возвращения дивидендов осуществляет эмитент корпоративных прав / акций, по которым выплачиваются дивиденды, или депозитарное учреждение, которое обслуживает счет в ценных бумагах иностранного инвестора / нерезидента, или непосредственно иностранный инвестор;

3) в течение календарного месяца лицо осуществляет покупку / перевод иностранной валюты / гривны с целью возвращения дивидендов в пределах общей суммы, что не может превышать 7млн. евро (эквивалент этой суммы в другой иностранной валюте);

4) лицо осуществляет покупку / перевод иностранной валюты / гривны с целью возвращения за границу дивидендов через один банк (по выбору такого лица). Изменение банка, обслуживающего эти операции, разрешается проводить на основании письменного обращения клиента в банк, к которому переводится на обслуживание клиент.

  1. За нарушение валютного законодательства Государственная фискальная служба имеет право адекватно совершенному нарушению применить к юридическим лицам (кроме уполномоченных учреждений) меру воздействия в виде штрафных санкций в размере до 100 процентов суммы операции, проведенной с нарушением валютного законодательства.

Меры воздействия могут быть применены в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через три года со дня его совершения.

  1. Административная ответственность за нарушение валютного законодательства в соответствии с Кодексом Украины об административных правонарушениях:

Статья 162. Нарушение правил о валютных операциях

Незаконные скупка, продажа, обмен, использование валютных ценностей как средства платежа или залога —

влекут за собой предупреждение или наложение штрафа от пятисот до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией валютных ценностей.

Статья 162-1. Нарушение порядка осуществления валютных операций

Нарушение порядка осуществления валютных операций —

влечет наложение штрафа на должностных лиц юридических лиц (кроме уполномоченных учреждений), граждан — субъектов предпринимательской деятельности от одной тысячи до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.

Автор: Екатерина Гутгарц, юрист, главный редактор портала

Источник: Prostopravo

Обновление: 05.2019

Кредит под 0%

Кредит на карту

Кредит с плохой кредитной историей

Советы юристов для граждан и бизнеса на ваш e-mail!

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector